С целью удобства передвижения транспорта и пешеходов асфальтированию подлежат все пешеходные и автомобильные мосты, находящиеся в черте города и за его пределами.
Принципы асфальтирования мостов
Укладка асфальта на мосту является процессом, который осуществляется по всем правилам стандартного асфальтирования дорог, однако имеет свои особенности. Современное асфальтирование моста требует использование спецтехнки, оборудования и консультативно-практической помощи специалистов, компетентных в сфере строительства дорог.
Организация, которая занимается укладкой асфальта, обязательно должна иметь лицензию на данный род деятельности, что подразумевает ответственность за качество работы и полноценность дорожного покрытия.
Разметка – это то, с чего начинается асфальтирование пролетов моста на начальном этапе. Специалисты определяют место укладки асфальта, локализацию мест стоков дождевой воды (скосы), толщину основания асфальта (щебень), количество слоев асфальтного покрытия.
Как правило, дорожное покрытие мостов испытывает высокие эксплуатационные нагрузки, по ним часто проезжают грузовые автомобили, что требует соответствующей толщины основания (щебень), его слой должен быть не менее чем 10 – 15 см, а иногда даже 25 см. Толщина каждого слоя асфальта, используемого на асфальтирование моста составляет 4 – 5 см. На мосту количество асфальтных слоев обычно составляет 2 – 3.
Верхний слой асфальта на мосту чаще всего представлен щебеночно-мастичной асфальтобетонной смесью. Данный слой испытывает максимальную нагрузку, поэтому содержит высокий процент щебня, благодаря которому обеспечивается прочность сцепления автоколес с покрытием. Кроме того, от качества данного слоя зависит долговечность всего асфальтного покрытия.
Деформационные швы
Когда проводится асфальтирование пролетов моста особое внимание уделяется деформационным швам (или зазорам). Дорожное полотно в местах швов должно быть максимально резистентным к перепадам температур и динамическим воздействиям. Поверхность асфальта в местах швов должна быть идеально ровной для того, чтобы водители транспорта не ощущали дискомфорта при их пресечении. Швы также снижают уровень шума при передвижении транспорта по мосту и напряжение с несущих конструкций.
Основными требованиями, которые предъявляются к деформационным швам:
- водонепроницаемость;
- надежность (выносливость);
- долговечность;
- экономичность в эксплуатации;
- снятие нагрузки с конструкций пролетов;
- снятие шумовой эмиссии;
- удобство монтажа.
После того, как укладка асфальта завершена, необходимы комплексные работы, связанные с установкой мачт освещения, устройством барьеров, организация водоотводящей системы.
Состав асфальтобетонной смеси
Современные асфальтобетонные смеси, которые идут на асфальтирование пролетов моста, включают в состав битум с модифицированными добавками (полимеры), придающие асфальту максимальную вязкость. Дорожное полотно из таких смесей является прочным, долговечным и устойчивым к образованию механических деформаций. Щебень, входящий в состав смесей, имеет особую кубовидную форму, что обеспечивает отличное уплотнение, прочность и водостойкость покрытия. Чтобы асфальтирование моста было максимально сбалансированным, его минеральная составляющая должна быть пропорциональной.
Существует много вариантов асфальтобетонных смесей, их состав зависит от компонентов. Кроме щебня, песка, битума и минеральных наполнителей смесь может дополнительно содержать: каучук, резину, латекс, золу, серу. Все эти составляющие придают покрытию индивидуальные особенности: морозостойкость, шероховатость, прочность, пористость, плотность.
Полный состав асфальтобетона, его тип и марку подбирают и рассчитывают для каждого моста индивидуально, при этом проводят анализ компонентов асфальта в специальных строительных лабораториях с учетом условий эксплуатации моста, особенностей климата местности и проектной категории моста.